Потребительское движение в США

В США потребительское движение зародилось в конце ХIХ века. В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган - сенатскую Комиссию по торговле между штатами.
Было время, когда у американских потребителей не было уверенности, что приобретаемые ими продовольственные товары и лекарственные средства безопасны и эффективны. В первые десятилетия нашего века во многих пищевых и фармацевтических предприятиях положение было не на высоте из-за примитивного санитарного надзора и бесконтрольного использования химических консервантов и токсических красителей. Фирмы могли продавать медикаменты, содержащие такие наркотики, как опий, морфин, героин и кокаин без ограничений. Зачастую этикетки на препаратах сулили совершенно фантастические результаты, вводили потребителей в заблуждение (или прямо обманывали их), не содержали указаний о вредных ингредиентах и не предупреждали об опасности злоупотребления. «Пусть покупатель остерегается сам» – таков был тогдашний лозунг. Потребители сами должны были решать, что покупать и чего избегать, а это иногда плохо кончалось.
Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые в США создаваться еще в XIX веке. В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели социального и экономического характера. В Лиге были выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый Белый список.
Хотя в некоторых штатах были приняты законы, касающиеся производства продуктов питания и медикаментов, но не везде следили за соблюдением этих законов. В ряде штатов подобных законов вообще не было. Продукты, отвечающие требованиям в одном штате, могли считаться нелегальными в соседних. Люди стали задумываться о необходимости общенационального закона о производстве пищевых и фармацевтических товаров. С 1879 по 1905 год на рассмотрение Конгресса США было представлено более 100 законопроектов, касающихся продовольственных товаров и медикаментов. Ни один из них не был принят.


В 1905 году Президент США Теодор Рузвельт направил в Конгресс послание:
«Я рекомендую принять закон, который бы касался межштатной торговли неправильно маркированными и фальсифицированными продовольственными продуктами, напитками и лекарственными средствами. Такой закон защищал бы интересы честных промышленников и коммерсантов, а также способствовал бы охране здоровья потребителей. Торговля порченными и фальсифицированными пищевыми продуктами, вредными для здоровья или вводящими покупателя в заблуждение, должна быть запрещена».


30 июня 1906 года Президент Рузвельт подписал два билля, ставшие законами: один о пищевых продуктах и медикаментах, запрещающий торговлю между штатами неправильно маркированными и фальсифицировнными продуктами, напитками и лекарствами, другой – о санитарной инспекции мяса.
С 1906 по 1927 год за проведением в жизнь закона следило Химическое бюро Министерства сельского хозяйства. В 1927 году Конгресс учредил отдельное агентство с той же функцией: Управление по санитарному надзору за пищевыми продуктами, медикаментами и инсектицидами. Через четыре года название изменилось. В 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (ФДА) перешло от Министерства сельского хозяйства к Федеральному агентству социального обеспечения, которое в 1953 году стало Министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Хотя принятый в 1906 году Закон о пищевых продуктах и медикаментах много значил для обеспечения безопасности этих товаров, он оказался недостаточным. Фальсификация продуктов продолжалась; кроме того, закон не запрещал продажу опасных, непроверенных или токсических препаратов. Разногласия между членами Конгресса мешали проведению каких либо новых законодательных мер вплоть до 1938 года. В этом году Конгресс, после трагического события с «элексиром сольфаниламида» (медикамент против многих инфекционных заболеваний), от применения которого погибли более 100 человек, утвердил федеральный закон о пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах.
Случай с элексиром не просто ускорил принятие нового закона. Был усилен отдел ФДА по медикаментам, разработавший для США систему контроля за лекарственными средствами, которая обеспечила надежную защиту потребителей и стимулировала проведение медицинских исследований. И в дальнейшем эта система способствовала предотвращению подобных случаев в стране и других государствах.
В феврале 1936 года в США был создан Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юристов выработала устав и согласились в том, что основной задачей организации будет «снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах» и «содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний». Организация также брала на себя задачу сообщать об условиях работы, при которых эти товары производятся и распространяются.
Успешно развиваются и другие движения, например, в конце 60—х годов возникло направление, связанное с именем юриста Ральфа Нейдера и названное «новым консьюмеризмом». Входящие в это направление организации предпочитают методы политической борьбы. Они добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации, бойкоты недоброкачественных товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям.
Р. Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько "однопроблемных" групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях "Multinational monitor" и "Consumer Peport". Стратегия Р. Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными "десантом Нэйдера", он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ (DDT) в качестве пестицида.
В 70-х годах Р. Нейдер основал несколько групп, самая внушительная из них – «Общественный деятель» – насчитывает 50 тысяч платящих взносы членов. Ее исследовательское подразделение по проблемам здравоохранения поддерживает компанию против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной рекламы медикаментов и химических добавок в пищевых продуктах.
В 1962 году Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей. Он сказал: «Потребители - это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно».
Американский Президент провозгласил:
* Право на безопасность - право на защиту от продажи товаров, опасных для жизни и здоровья;
* Право на информацию - на защиту от обманной, ложной или грубо вводящей в заблуждение информации, рекламы, маркировки или других видов практики и на получение сведений, необходимых для того, чтобы сделать компетентный выбор;
* Право на выбор - на обеспечение по мере возможности доступа к разнообразным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам;
* Право быть выслушанным - на обеспечение того, чтобы интересы потребителей полностью и благожелательно учитывались при формировании правительственной политики, и на справедливое и оперативное рассмотрение дел в административных судах.
В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели - координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.
К 80-м годам в США обрело широкую социальную базу экологическое движение. Оно все более вбирает в себя задачи защиты потребителей, поскольку для населения борьба с загрязнением окружающей среды и снижением экологического риска означает не угрожающие здоровью условия труда и отдыха, чистые продукты питания и безопасные потребительские товары. Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы.
В настоящее время потребительские организации в США – мощный фактор в регулировании качества товаров и услуг и с ним считаются как производители и торговля, так и государственные структуры.


* * *
После окончания Второй Мировой войны организации потребителей были созданы в Бельгии, Соединенном Королевстве, в Нидерландах и других европейских государствах. Постепенно этот процесс затронул государства в различных частях света.
В 1947-1948 г.г. японские домохозяйки развернули компанию, выступая против не зажигающихся спичек, которая увенчалась созданием первых общенациональных потребительских организаций.

Hosted by uCoz