Консьюмеризм - организованное движение защиты интересов и прав потребителей, связанное с обеспечением физической безопасности потребителей, защитой их экономических интересов, борьбой с выпуском недоброкачественной продукции, недобросовестной конкуренцией и т.д.
Консьюмеризм как общественное движение составляют три основные группы:
1. Группы, ориентированные на потребителей, озадаченные преимущественно ростом потребительского сознания и предоставляющие потребителям информацию для более обоснованного выбора. Это союзы и конфедерации потребителей, "Greenpease" и т.д.
2. Государство, действующее посредством законодательства и регулирования.
3. Бизнес, действующий посредством конкуренции и саморегулирования в интересах потребителей.

Общественное движение потребителей

Общественное движение потребителей в защиту своих прав является наиболее демократичные и массовым гражданским институтом в рамках консюмеризма. 9 апреля 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН на 106 пленарном заседании приняла документ "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", главной целью которого было "содействовать всем странам в установлении и дальнейшем обеспечением надлежащей защиты интересов своего населения как потребителей".
Организованное движение потребителей в защиту своих прав и интересов возникло более ста лет назад. В результате этого движения, получившего название “консьюмеризм” (от латинского слова “консьюмер” - потребитель) в 1936 году в США появилась Национальная ассоциация потребителей. Принятие в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН “Всеобщей декларации прав человека” стимулировало создание национальных ассоциаций потребителей и в других странах: в 1951 году - во Франции и в ФРГ, в 1957 - в Великобритании, в 1960 - в Канаде.
Монополизация производства  торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.
Тесно перекликаются с этим правом следующие права потребителей: право на выбор товара (услуги), право быть выслушанным, право на удовлетворение основных потребностей. И здесь тоже большая роль отводится общественным организациям, которые, без отвлечения ограниченных бюджетных средств, помогают потребителям в решении их проблем.
Реализация права на здоровую окружающую среду относится к ведению Госкомэкологии. Однако кто, как не вездесущие общественники могут оперативно сигнализировать о тех или иных нарушениях отечественного законодательства в области экологии!
В западной Европе консьюмеризм сегодня в значительной мере концентрируется на экологии.
Зеленые сформировались в значимую политическую силу. Они оказывали давление на все уровни управления в странах Западной Европы, в результате госструктуры предъявили экологические требования к производителям. Реакцией европейского бизнеса стало  появление экологически дружественных продуктов.
Право на возмещение ущерба, гарантированное законодательством, потребителю порой отстоять трудно, тем более, когда речь идет не только о материальном ущербе, но и о моральном вреде. Общества защиты прав  оказывают существенную помощь в досудебном урегулировании споров, представляют интересы истца в суде.
Защита прав потребителей – понятие, недавно  вошедшее в нашу  действительность. Работы по ее правовому и организационному  обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической  политики государства. 
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные  нормативные акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически  отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН  (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

КОНСЬЮМЕРИЗМ

 

 

 

 

 

 

 

 
Hosted by uCoz